Рекомендации по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях

Рекомендации по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях. . . . . . . . . . .
Рекомендации по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах  в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.

Причины дорожно - транспортных    происшествий

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
  3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных  и физиологических особенностей детей, которые мы рассмотрим далее.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с  «территорией дорожного движения»:

    • Ребёнок–пешеход
    • Ребёнок–пассажир
    • Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.)

Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.

Для каждой возрастной группы необходимо определить цели  и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми. Целесообразно объединять некоторые темы (правила поведения на улице – оказание помощи – инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и неправильного поведения на улице. К одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей, общественность, бывших выпускников.

Этапы организации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр- драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Направления воспитания безопасного поведения на улице у дошкольников.

  1. направление – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями. Воспринимают и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
  2. направление – через познание действительности с помощью рассказов родителей, воспитателей, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач, диафильмов, подвижных, настольных и дидактических игр.

Эти направления необходимо объединить для того, чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные детьми, как в процессе непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников.

Формирование необходимых знаний об окружающей «территории дорожного движения» у детей – важное условие сознательного заучивания правил безопасного поведения на улице.

Воспитателю следует помнить, что материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно- действенной форме с опорой на непосредственное (практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной ситуации.  В каждом конкретном случае следует продумать форму взаимодействия: с группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление проводить с небольшими подгруппами и индивидуально.

Работу следует вести систематически: не менее 2-3 раз в неделю необходимо беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, снежные заносы, дождь, рано темнеет и т.д.). При этом следует учитывать индивидуальные особенности детей конкретной группы, уровень усвоения ими необходимых знаний и умений.

Каждый воспитатель должен проявить инициативу, творчество, учитывать особенности региона, условия учреждения и может создать авторскую систему работы по воспитанию безопасного поведения у воспитанников в своей группе конкретного учреждения.

Варианты построения работы по обеспечению безопасности жизни с дошкольниками:

С детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно:

  1. Избирательный подход к отбору тематики по ОБЖ по принципу от простого к сложному: для детей младшего возраста – одни; для детей среднего возраста – другие; для детей старшего возраста – третьи.
  2. Одинаковая тематика по ОБЖ используется для работы в разных группах.

В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей. Следует также учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание материала давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

Изучение с детьми дошкольного возраста основ безопасности дорожного движения является достаточно сложной задачей. Это связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями восприятия новой для них информации.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок.  Во - вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.

Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа  с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Задачи по воспитанию у детей   безопасного поведения на улицах  и дорогах в разных возрастных группах.

Реализация задач по воспитанию у детей безопасного поведения на улицах и дорогах должна начинаться с самого раннего возраста в различных видах деятельности: в быту, в играх, на занятиях, по пути из дома в детский сад. В любой деятельности, которой занимается ребёнок, можно найти много моментов, чтобы поупражнять его в запоминании нужных знаний и выработки определённых навыков.

Первая младшая группа (2-3года).

Воспитание у детей умения ориентироваться в ближайшем окружении начинается с первых дней пребывания их в дошкольном учреждении.

Даже самые маленькие дети (до 3 лет) уже могут узнавать и называть то, что они видят во дворе, на улице: дом, машина, тётя, мяч и т.п. В этом возрасте необходимо продолжать учить детей различать предметы, называть их, выбирать по размеру и цвету, выделяя красный, зелёный, жёлтый.

В этот период происходит активное обогащение опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями, возрастает интерес к окружающему и, особенно, к средствам передвижения. Необходимо знакомить детей с транспортом, характерным для местности, в которой

живут дети. Наблюдать с детьми за транспортом, узнавать и показывать грузовые и легковые машины, автобус, правильно называть их, различать части машины: кабина, руль, кузов, прицеп, колесо. Учить различать пассажирский транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси, поезд и обращать внимание на то, что в этом транспорте ездят люди, а в грузовом транспорте возят грузы.

Учить детей переносить в игры впечатления, полученные на прогулке: шофёры едут на машинах, по улицам гуляют люди; построим улицу, где едут машины. Учить детей в играх общаться друг с другом в соответствии с взятыми на себя ролями: шофёр и пассажир, шофёр и пешеход. Закреплять навыки организованного поведения на улице: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.

С детьми 3-х лет проводятся целевые прогулки по ближайшим улицам, в ходе которых дети наблюдают, где ходят люди и ездят машины. Эти впечатления они могут закрепить во время постройки из строительного материала на тему «Наша улица». Следует развивать у детей желание сооружать постройки по собственному замыслу и по условиям: гаражи для машин, свою улицу, стоянку для машин.

У детей  2-3 лет в результате общения с родителями, занятий в детском саду должны начать активно формироваться следующие привычки, навыки, правила:

- по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителями или с другими взрослыми;

- дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;

- дорога таит в себе опасность (Воспитатель здесь должен очень чётко чувствовать границу целей – воспитывается не страх пред машинами, техникой и дорогой, а чувство опасности).

Младшая группа (3-4года).

У ребёнка 3-4 летнего возраста при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами сохраняется, как и в более раннем возрасте, тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребёнку нужен непосредственный контакт с изучаемым предметом. При первом ознакомлении с любым объектом немногочисленные движения его глаз осуществляются внутри видимой фигуры. Поэтому вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребёнку предметов находится на уровне случайности (50%). Память носит непроизвольный характер. Ребёнок не ставит перед собой цели запомнить какие-либо объекты или слова. Они запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены.

Учить детей различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину, понимать значение зелёного и красного сигналов светофора. Учить детей ориентироваться в пространстве, согласовывая свои движения с определёнными правилами (на красный свет – стоять, на красный – двигаться). Учить останавливаться на краю тротуара и самому никогда не выходить на проезжую часть дороги. Учить детей передавать в своих рисунках, аппликациях, лепных изделиях впечатления, полученные на улице: машина, поезд, маленькие дорожки, по которым идут люди и большие дороги, по которым едут машины, светофор. Детей 4-го года жизни более детально знакомят с ближайшим пространственным окружением. Во время целевых прогулок они уже могут различать виды транспорта. Определять, какие грузы они перевозят, где и как двигаются пешеходы (по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны), какие бывают улицы, по которым ездит транспорт: узкие, где транспорт движется только в одну сторону, широкие, где транспорт может ехать в несколько рядов навстречу друг другу.

Наблюдая с детьми за проезжающим транспортом, на конкретных примерах необходимо раскрывать понятие быстро-медленно (сравнить две движущиеся машины, которые обгоняют друг друга; человек идёт медленно, а машина едет быстро и т.д.) Желательно, чтобы дети сами рассказывали о том, что они видят вокруг себя, устанавливали причинно-следственные связи и зависимости (транспорт остановился – и люди начали переходить дорогу, люди перешли – транспорт поехал). Дети должны свободно пользоваться такими терминами как дорога, улица, тротуар, проезжая часть.

Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортноесредство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, в последствии закрепляя полученные знания  на  практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

В этом возрасте необходимо как можно чаще упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя,

двигаться в этом направлении. Во время прогулки дети определяют правую часть тротуара и придерживаются её. Дети должны учиться определять положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня – забор, за ним – дом, справа, отменяя – машина, слева – дорога и т.д.).

В течение года с детьми проводится несколько целевых прогулок к улицам с насыщенным транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход (подземный, наземный). Определив с детьми, какая перед ними дорога(узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением, или широкая, многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить проезжую часть. Если же переход регулируется светофором, дети должны наблюдать в течение определённого времени, чтобы сигналы светофора сменились несколько раз. При этом воспитатель акцентирует внимание детей, что движение пешеходов и транспорта начинается только на зелёный цвет светофора, а на красный – все стоят. Жёлтый цвет предупреждает и водителей и пешеходов о смене сигнала. Закрепление полученных впечатлений необходимо организовывать на занятиях, в играх, беседах, в практикумах на макетах, фланелеграфе.

У детей 3-4 лет в результате накопленного жизненного опыта, занятий в детском саду, общения с родителями должны начать активно формироваться следующие привычки, навыки, правила:

- по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителями или с другими взрослыми;

- если подошёл к краю тротуара один, остановись и ни при каких условиях один не ступай на проезжую часть дороги;

- дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;

- дорога таит в себе опасность (Воспитатель здесь должен очень чётко чувствовать границу целей – воспитывается не страх пред машинами, техникой и дорогой, а чувство опасности);

- транспорт и дорога могут быть безопасными, если выполнять определённые правила и требования.

Средняя группа(4–5лет).

В этом возрасте нервная система детей также неустойчива и склонна к быстрому истощению, условные рефлексы быстро образуются и также быстро исчезают. Потребность в движении преобладает над осторожностью, процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения. У детей данного возраста выражено стремление подражать взрослым и более старшим детям, свойственна переоценка своих возможностей.

Поле зрения ребёнка 4-5 лет на 20% меньше, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперёд, в направлении бега. Поэтому машины слева и справа остаются ими незамеченными. Они видят только то, что находится напротив. Реакция у детей также замедленная. Чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, у ребёнка уходит3-4 секунды, что может оказаться опасным для жизни.

Из-за маленького роста у ребёнка шаг не такой длинный, как у взрослого, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности.

У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чему взрослых,

- во  время  быстрого  бега  и   на   неровной  дороге,  споткнувшись,  они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Самыми распространёнными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора.

В средней группе следует продолжать работу, начатую в младших группах. Учить детей ориентироваться на участке детского сада и расположенных поблизости улицах; знакомить с названиями общественно – бытовых зданийв ближайшем окружении.

Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с правилами дорожного движения. Учить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей транспорта. Расширять знания об общественном транспорте, познакомить с трудом шофёра. Продолжать учить детей определять и называть местоположение транспорта, человека, изменения в их движении: едет, идёт, бежит, переходит, поворачивает, останавливается, далеко, близко. Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации по содержанию сюжетной картинки.

В течение года с детьми проводится несколько целевых прогулок к улицам с насыщенным транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход, остановка транспорта. Определив с детьми, какая перед ними дорога: узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением, или многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить проезжую часть.

Закрепление полученных впечатлений от целевых прогулок и экскурсий необходимо организовать на занятиях и в играх: соорудить макет улицы, составить план-схему дороги в детский сад, нарисовать светофор, улицу, транспорт. Знания о разных видах транспорта хорошо закреплять с помощью разрезных картинок. «Оживить» движение на улице поможет фланелеграф с набором соответствующих фигурок. Выкладывая различные варианты движения на дороге, воспитатель предлагает детям прокомментировать ситуации.

В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.

С детьми 4- 5 лет необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины     дороги–справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

К пяти годам у детей формируются следующие привычки, навыки и правила, дополнительно к тем, которые сформировались в предыдущий год:

- ходить можно только по тротуару;

- при движении по тротуару есть свои правила: ходить надо, придерживаясь правой стороны. Нельзя по тротуарам бегать, это мешает другим пешеходам и опасно, так как можно выбежать на проезжую часть дороги;

- движение на дороге регулирует светофор;

- для машин  светофор имеет три цвета, для пешеходов –два;

- улицу можно переходить только тогда и там, где переход разрешён. Если есть подземный переход, то дорогу можно переходить только по этому переходу; даже если переходишь по правилам (на зелёный свет светофора и по переходу), всё равно надо быть осторожным, водители могут нарушить правила и поехать, когда для пешеходов горит зелёный свет.

Старшая группа (5-6лет)

У ребёнка 5-летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребёнок отвлекается на всё, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребёнок пяти лет лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

В старшей группе воспитатель не только уточняет и дополняет имеющиеся у детей знания, но и готовит их к решению практических задач, связанных с дорожными ситуациями, встречающимися в жизни. Ориентируясь в пространстве, дети учатся определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и по отношению к другим (слева от Коли – машина, перед ним – дорога с пешеходным переходом).

В практике наиболее распространёнными бывают травмы во время движения автобуса, маршрутного такси. Поэтому чрезвычайно важно изучить с детьми расположение посадочных площадок и кресел, правила посадки, подготовки к выходу из автобуса, его обхода (только немного подождав пока он отъедет, чтобы видеть встречный транспорт и тот, которыйедет за автобусом). Следует обратить внимание детей на то, что нельзя прислоняться к двери, держаться руками за дверь (может открыться, прищемить пальцы, руку); во время движения нужно держаться за поручни, так как может быть резкая остановка автобуса. Дети должны знать, где в транспорте находятся места для пассажиров с детьми, инвалидов, как оплатить проезд.

Со старшими дошкольниками целевые прогулки по улицам проводятся значительно чаще, чем с малышами. Входе этих  прогулок дети упражняются в правильном выполнении правил для пешеходов: ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, идти спокойно, не шуметь, не мешать другим пешеходам; переходить улицу в местах, где имеется пешеходная дорожка или указатели перехода; осмотреть дорогу в обоих направлениях, прежде чем выйти на проезжую часть; переходя улицу при двустороннем движении, смотреть вначале налево, а дойдя до середины – направо.Еслиимеетсяостровокбезопасности,педагогобъясняет,длячегоон предназначен: те пешеходы, которые не успели перейти улицу, должны остановиться на этом месте и подождать, пока загорится опять зелёный свет, чтобы продолжить путь. Стоять надо спокойно, не меняя место (вперёд – назад).

После того, как дети познакомятся с видами светофоров и хорошо усвоят последовательность сигналов, необходимо научить детей распознавать, что означают положения регулировщика.

С детьми 5-6 лет следует продолжать во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части.

В старшей группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Продолжать знакомить детей не только с Правилами дорожного движения, знаками, но и с причинами дорожно-транспортных происшествий. Полученные знания закреплять в играх, в игровых обучающих ситуациях, в беседах и рассказах детей.

Привычки, навыки и правила, которые усваивают дети старшего дошкольного возраста:

- если возникла необходимость сойти на проезжую часть дороги и тем более перейти дорогу, надо остановиться, осмотреться, посмотреть налево – направо, выйти на проезжую часть, глядя налево, а, дойдя до середины дороги – посмотреть направо;

- на дороге отменяет все другие знаки и сигналы, в том числе сигналы светофора;

- когда едешь в автобусе, троллейбусе, другом виде транспорта, надо обязательно за что-то держаться, чтобы не упасть при резком торможении;

- играть возле дороги и даже стоять у края проезжей части дороги–опасно;

- выйдя из транспорта не надо спешить. Лучше подождать, пока трамвай, автобус, троллейбус отъедут от остановки, а потом, оглядевшись, можно переходить дорогу.

Подготовительная группа (6-7лет)

В 6-7 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребёнка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне, но оно по-прежнему настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.

Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей, более старшего возраста. Можно предположить, что в связи с подвижностью детей, их повышенной возбудимостью, наличием сравнительно коротких нервных путей от рецепторов к мышцам, время реакции у них должно быть коротким. Однако это не так. Несовершенство многих нервно-психических функций значительно увеличивает время реакции. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для выбора правильного направления движения.

Дошкольник плохо распознаёт источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребёнок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.

Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребёнка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. Чем сильнее раздражитель, тем большая у него скорость  реакции. И при громком сигнале автомобиля такой ребёнок отреагирует быстро. Ребёнок со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция – реакция торможения.

У дошкольника не развита координация движений, и он не может одновременно выполнять сразу  несколько  действий.  Из-за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребёнок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже видит его и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зелёных насаждений, сугроба снега, торговых палаток, взрослых пешеходов – водитель не видит ребёнка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд.

Дети 6-7-летнего возраста – это будущие первоклассники, которым придётся вскоре самостоятельно переходить улицу. Они должны быть подготовлены к этому.

Деятельность старшего дошкольника в дорожных  ситуациях состоит из четырёх тесно взаимосвязанных и переплетающихся между собой этапов:

- восприятие информации  (умение смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать сигналы, которые посылает улица);

- обработка информации (определение уровня опасности или безопасности);

- выработка и принятие наиболее  безопасного  решения;

- исполнение принятого решения.

В результате проводимой работы у детей 6-7 лет сформируются следующие привычки, навыки, правила поведения:

-прежде чем куда-то идти – мысленно представить себе маршрут и отметить в нём места, представляющие наибольшую опасность;

- переходить дорогу только тогда, когда видишь её всю. Если есть загораживающий часть дороги двигающийся транспорт – подождать, пока он пройдёт. Если стоящая машина, кусты или что-то ещё мешает видеть дорогу– пройти вдоль тротуара, пока не будет хорошего обзора;

- из всех маршрутов движения выбирать  тот,  который наиболее безопасный

- реагировать на все изменения погоды и условий видимости как на повышение уровня опасности;

- улицы и перекрёстки никогда не переходить «по диагонали»;

- требования дорожных знаков, сигналов регулировщика и светофора не обсуждаются, а выполняются на 100%.

Дошкольники по своим особенностям импульсивны, внимание их быстро переключается и рассеивается. Поэтому многим детям требуется индивидуальная работа над выработкой стиля поведения в дорожных ситуациях. Чтобы у ребёнка не появился страх перед дорогой и транспортом, надо стремиться сформировать у него уверенность в том, что если он будет соблюдать осторожность и выполнять правила дорожной безопасности, с ни ничего плохого не случится.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie